. Kalinin
Главная
Старая Тверь
Октябрьские дни
Современный Калинин
Промышленность города
Город растёт и благоустраивается
Замечательные люди
По памятным местам
Просвещение, культура, искусство
Сады, парки, стадионы
Окрестности Калинина
К вашим услугам

Фотографии Твери и Тверской области 2010 года.



ГОРОД РАСТЕТ И БЛАГОУСТРАИВАЕТСЯ

До Великой Октябрьской революции Тверь была провинциальным дворянско-купеческим городом. Это сказывалось во всем ее облике, в том числе и в ха­рактере   застройки.

Центр города, от современной улицы Радищева до набережной Волги и от Советского переулка до реки Тьмаки, был каменным. Старинные, екатерининских времен двухэтажные особняки принадлежали преиму­щественно дворянству, купечеству и наиболее обеспе­ченным слоям чиновников и интеллигенции. Остальные улицы, а их большинство, были застроены деревянны­ми одноэтажными домиками, в которых жили мелкие торговцы   и   мещане,   приказчики,  ремесленники.

Рабочие текстильных предприятий, вагоностроитель­ного  завода   и   станции   Тверь   Николаевской   железной дороги жили в рабочих слободках, а также в бара­ках и казармах при фабриках. Такими районами, где ютился рабочий люд, были, например, Красная слобо­да, Морозовские улицы, Бараньи Горки, Птюшкино бо­лото...   

Убогие, покосившиеся деревянные домики рабо­чих морозовской и берговской текстильных фабрик, трактир, огороды. Чуть свернул в сторону — грязь и непросыхающие лужи. Так выглядела улица Птюшкино болото, где сейчас пролегает асфальтированный и украшенный   акациями   и тополями проспект   Калинина,

Санитарный врач, осматривавший в 1910 году жили­ща рабочих, писал; «В одной комнате живут по не­скольку рабочих семей, отделенных друг от друга только ситцевой занавеской. Кроватей нет, и рабочие спят или на полу или же на нарах, нередко устроен­ных в два яруса. В квартирах нет ни форточек, ни вен­тиляторов, вследствие чего воздух крайне удушлив и тяжел».Старый мост через Волгу

Коммунальных удобств для населения в Твери поч­ти не было. Канализация отсутствовала вообще, а во­допровод имелся только на нескольких центральных улицах, и то вода подводилась лишь в особняки со­стоятельных людей да в некоторые крупные, так на­зываемые «доходные» дома, где квартиры сдавались внаем за большие деньги. Электрический свет также был лишь в домах богатых людей, а жилища рабочих освещались  керосиновыми  коптилками  и свечами.

Летом немощеные улицы окраин зарастали травой, а весной и осенью заплывали грязью. С наступлением сумерек слободки погружались в темноту и полное безмолвие, нарушаемое лишь лаем собак да зауныв­ной  песней  загулявшего мастерового...

Одним из первых мероприятий Советской власти в Твери было коренное улучшение жилищных условий рабочих.

Были национализированы дома богачей и в них переселены нуждающиеся в жилье. Культурные и об­щественные учреждения государство также предоста­вило в распоряжение трудящихся.

Одновременно начались работы по городскому строительству и благоустройству. Созданный в то вре­мя фонд улучшения быта рабочих (ФУБР) в 1928— 1929 годах осуществил постройку комплекса трехэтаж­ных домов для рабочих Пролетарки на Желтиковом по­ле, в районе современного проспекта Ленина. Так воз­ник Кировский поселок. Застройка его продолжалась и в 30-х годах.

Возник также и Первомайский поселок из деревян­ных двухэтажных домов на левом берегу реки Тьмаки в Желтиковской роще.

Для рабочих и служащих вагоностроительного за­вода вначале был построен комплекс двухэтажных, а затем трех- и четырехэтажных кирпичных домов на Ленинградском шоссе. Одновременно строились че­тырехэтажные  дома   на   проспектах   Чайковского   и   Калинина, а также в центральной части города, в Сво­бодном и Кооперативном переулках, на площади Ком­муны, улице  Крылова.

Позднее был создан поселок для строителей ком­бинатов искусственной кожи и искусственного волок­на. Он положил начало послевоенной застройке рай­она, названного Новопромышленным. Всего за годы довоенных пятилеток в городе было построено около 450 тысяч квадратных метров жилья, т. е. почти столько же,  сколько в  нем было в 1917  году.

Многое было сделано в области городского благо­устройства и коммунального обслуживания населения. Возросший спрос на электроэнергию потребовал по­стройки новой электростанции. Она появилась в За волжском районе.

В 1931 году взамен старого трамвая в городе ввели в эксплуатацию новый современный трамвай с двусто­ронним движением. Количество маршрутов было дове­дено до восьми. Впервые тогда пролегли трамвайные пути по старому волжскому мосту.

Расширилась водопроводная сеть. Появилась кана­лизация. Все это значительно улучшило санитарное состояние города. Основные улицы были замощены и покрыты асфальтом.

До 1940 года в городе было открыто 16 новых школ, шесть Домов культуры, расширена сеть лечеб­ных  учреждений,  построены детские  сады   и   ясли.На перекрестке Советской улицы и Кооперативного переулка

Нашествие   немецко-фашистских   захватчиков    нарушило мирную жизнь советских людей, помешало осу­ществлению грандиозных планов строительства. Мно­го бед, огромные разрушения принесла война и го­роду Калинину. В ,1945 году было принято постанов­ление партии и правительства о восстановлении 15 старейших русских городов, которые особенно постра­дали от войны. 6 число их вошел и Калинин. К 1954 году в  городе были полностью ликвидированы  последствия войны, А еще через пять лет жилой фонд на 50 процентов превысил довоенный, причем количество каменных домов по сравнению с 1940 годом уве­личилось в 2 раза, На 1 января 1968 года город имел 2 миллиона 321 тысячу квадратных метров жилой пло­щади. Это в 2,4 раза больше, чем было в предвоен­ном, 1940 году, и в 4,3 раза больше, чем в старой Твери, Ничтожна была в городе до революции сеть школ, учреждений культуры. Зато действовали 51 цер­ковь, 3 монастыря, 26 трактиров, 19 пивных и 57 вин­ных лавок. Только за послевоенное время в Калинине построено 26 школ, 11 клубов и Дворцов культуры, 4 кинотеатра, много других культурно-просветитель­ных учрежденийНа улицах города появился троллейбус.

1959 год — первый год семилетки — положил на­чало совершенно новым методам градостроительства в стране и в нашем городе. Были созданы микрорай­оны с комплексом зданий для жилья и культурно-бы­тового обслуживания трудящихся — школы, боль­ницы, детские учреждения, бытовые комбинаты, мага­зины,   скверы,   спортивные   площадки.

В настоящее время в таких районах Калинина стро­ятся в основном пятиэтажные жилые дома. В кварти­рах предусматриваются все удобства: центральное отопление, электричество, горячая вода, газ, ванна. Все перекрытия в этих домах, а также плоские крыши, лестницы, площадки, балконы делаются только из го­товых   железобетонных   деталей.   Более   60   процентов жилищного   строительства   ведется   из   крупнопанельных элементов.

Примером комплексной застройки являются микро­районы в юго-восточной части города и на Мигаловском шоссе. В городе появились первые девятиэтаж­ные  дома.  С  каждым  годом  число   их будет  расти.

В микрорайонах размещено большое количество детских учреждений, построены средние школы, боль­ница с поликлиникой. В первых этажах домов, выхо­дящих на магистральные улицы, располагаются мага­зины, ателье бытового обслуживания, домовые кухни, аптеки, почтовые отделения. Интенсивно идет озеле­нение улиц.

Быстро застраивается в Пролетарском районе тер­ритория, когда-то называвшаяся Желтиковым полем. За короткий срок (1955—1960 годы) здесь создан кра­сивый жилой массив с главной магистралью — проспек­том Ленина. Помимо благоустроенных жилых домов на проспекте и ближних улицах открыты детские уч­реждения, три новые школы, два Дворца культуры, кинотеатр «Спутник», магазины, кафе, ателье бытово­го обслуживания.В магазине «Голубой экран»

Такие же крупные жилые кварталы возводятся в Заволжье — у вагоностроительного завода, в районе улицы   Мусоргского,   Первомайской   набережной.

В последнее время преобразилась Первомайская набережная, проспекты Калинина и Чайковского, улица Софьи Перовской, Ленинградское шоссе, Кооператив­ный  переулок.

В городе построен большой колхозный рынок на берегу Тьмаки, автобусный вокзал, гостиницы «Цент­ральная», «Березовая роща» и «Тверца», универмаг, торговый центр, Дом моделей, музыкальное училище с  концертным   залом,   кинотеатр   «Восток»,   комфортабельный мотель «Тверь» на Ленинградском шоссе, строятся новая девятиэтажная гостиница, цирк на 2 ты­сячи мест и новая областная клиническая больница на тысячу коек.Кинотеатр «Восток»

Украшают город и новые площади. Одна из них — площадь Гагарина. Здесь разместились здание испол­кома   Новопромышленного     райсовета,     многоэтажный жилой дом и Дворец культуры комбината искусствен­ного волокна. К площади примыкают сад и сквер, об­рамляющие Московское шоссе. Среди других новых площадей: площадь Терешковой в юго-восточном микрорайоне, Комсомольская — в Пролетарском рай­оне, площадь Мира —  в Заволжском районе, на кото­рой возвышается бронзовая скульптурная группа «Дружба»,   площадь   имени   города   Капошвара.

Торговый центрЗа  последнее  десятилетие   в   городе   появились   совершенно новые виды коммунального обслуживания, такие, например, как теплофикация и газ. В городе пол­ностью теплофицированы все общественные и соци­ально-культурные учреждения, а также большинство жилого фонда. В результате в городе ликвидированы многие мелкие котельные, загрязнявшие воздух.

В 1957 году наш город впервые получил сжиженный газ. Однако жидкий газ из-за неудобства его доставки не решал полностью задачи газификации. Поэтому в 1962 году было проведено ответвление от линии Став­рополь — Ленинград для получения природного газа. Это более дешевое и удобное топливо ныне получа­ют две трети жилых домов и общественных зданий города. Сжиженный газ идет лишь в кварталы малоэтажной застройки.

Коренной реконструкции подвергаются городские системы канализации и водопровода. Это потребовало значительного развития сети и сооружения новых ар­тезианских скважин. Все насосные станции водопро­вода и перекачки канализации автоматизированы и пе­реведены на телемеханическое управление с цент­ральных  пультов.

В городе широко развита телефонная и радио­трансляционная сеть. В 1955 году в Калинине была введена в действие телевизионная станция, передаю­щая центральные программы телевидения. Жители го­рода имеют свыше 85 тысяч телевизоров и около 125 тысяч репродукторов и радиоприемников. В городе по­строен Дом радио. Он оснащен новейшей техникой, что значительно улучшило передачу в эфир местных радио­программ.

Новый мост через ВолгуЗа последнее время значительно вырос городской транспорт. Проложены новые трамвайные линии по улицам Орджоникидзе   и   проспекту   Победы.   На   Ленинградском шоссе к Горбатому мосту, 2-му силикат­ному заводу и к деревне Константиновне построены вторые пути для двустороннего движения. Общая про­тяженность трамвайных линий достигает 70 километ­ров. Каждое утро из парка отправляется по 13 мар­шрутам 180 трамвайных вагонов. Введена в эксплуата­цию новая трамвайная линия, соединившая Новопромышленный и Пролетарский районы, минуя центр го­рода,  по  улице   Спартака.

Построена   и   действует   первая   очередь     троллей­буса  по  маршруту     площадь     Гагарина    химический институт, В последующем троллейбус пойдет по ули­цам Пролетарского и Заволжского районов. Это по­зволит постепенно освободить центр города от шум­ных  трамваев.

К услугам населения имеются легковые и грузовые такси. Построено новое здание аэропорта, которое об­служивает пассажиров, отправляющихся в районы об­ластВ городском детском паркеи.

Благодаря постройке обходного шоссе Москва — Ленинград радиальные магистрали города — Старицкое, Волоколамское, Ленинградское и Московское шоссе — сейчас объединены одной кольцевой доро­гой.

Все меньше и меньше остается в городе булыжных мостовых. Только за последние 5 лет покрыто ас­фальтом около полутора миллионов квадратных мет­ров   площадей,  улиц   и   тротуаров.

Большие работы проводятся по укреплению бере­гов рек Волги и Тверцы.

Еще до Великой Отечественной войны в централь­ной части города набережная правого берега Волги бы­ла одета в гранит, Это предохраняет берег от размы­вов и оползней. В 1966 году построена набережная ле­вого берега Волги — от старого моста до речного вок­зала.

Многое делают калининцы для озеленения улиц и площадей  своего  города.

В 1958 году калининцы отмечали столетие хлопча­тобумажного комбината. В те дни, рассказывая своим юным читателям о тяжелой доле текстильщиков в прошлом,  молодежная  газета  «Смена»  писала:

«...Семья ткача Швецова ютилась в тесной фабрич­ной каморке. Не только на учебу детей, на скудную пищу еле-еле хватало заработка. Вот родители и зая­вили старшенькой, так мечтавшей о школе, чтобы и она собиралась  на Морозовскую:

   Себя   прокормишь,   и  то   ладно.

К мастеру Настю привела мать, робкая и забитая ткачиха. Переступив порог конторки, бросилась в ноги:

   Посочувствуй, кормилец...»

Другую жизнь увидела потомственная текстильщица Анастасия Ивановна Швецова в советские дни. Комби­нат предоставил ей просторную квартиру, за хороший труд работница получала премии, за счет профсоюза ездила в дома отдыха и санатории. Ее дети и внуки тоже чувствовали заботу и внимание государства — посещали детские сады, учились в школе. Уж такова природа Советской власти!

Трудовые традиции рабочей семьи продолжает сын Анастасии Ивановны Юрий — он работает по­мощником мастера в ткацком цехе Калининского кам­вольного  комбината.

Материальное благосостояние и удовлетворение культурных   потребностей   жителей     Калинина,     как     и всего городского населения страны, зависят не только от заработной платы. Большая роль в этом принадле­жит общественным фондам потребления.

Например, содержание одного ребенка в детском саду или яслях обходится ежегодно в 350 рублей. Ро­дители же платят только 15—22 процента этой суммы. Остальное  государство  берет на себя.

Это немалые затраты, если учесть, что в нашем го­роде имеется 158 детских яслей и садов. Они обслу­живают более  17 тысяч  малышей.

Полиграфисты приехали на работу

Хорошо поставлена в Калинине медицинская служ­ба. В городе имеется 50 больниц, поликлиник, кон­сультаций, родильных домов, специализированных дис­пансеров, ночных профилакториев, которые оказывают населению бесплатную врачебную помощь. На каждом предприятии   имеется   медицинский   пункт.




На городском пляже

Забота  о  здоровье  трудящихся  проявляется  в  форме ежегодных оплачиваемых отпусков, предоставления путевок в различные здравницы. В 1966 году, напри­мер, рабочим и служащим вагоностроительного заво­да было выдано 258 путевок в санатории и 843 в до­ма отдыха и туристские базы. Более 100 рабочих по­лучили путевки бесплатно, остальные — на льготных условиях. Этот завод имеет свою туристскую базу, рас­положенную на живописных берегах Волги, стадион, Дом культуры, пионерский лагерь. И опять же рас­ходы на все это идут за счет средств социального страхования,   фондов   предприятия   и   профсоюза.

Рабочие и служащие завода, как и все калининцы, за счет общественных фондов обеспечиваются пенсия­ми и пособиями, имеют скидки при оплате квартир, бесплатно  пользуются   клубами   и   библиотеками.

Все эти блага составляют немалый процент в бюд­жете каждой семьи. В среднем за год на одного калининца приходится из общественных фондов около 150 рублей. Следовательно, семья из четырех чело­век получает 600 рублей дополнительного дохода, то есть по 50 рублей в  месяц.

Так на примере нашего города можно видеть, как решается поставленная Программой КПСС цель — все для блага  человека!



Мировой футбол: Бавария - www.Goallazo.ru

Hosted by uCoz